Культура Древней Индии

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Индия может считаться одной из трех древнейших цивилизаций. Как и другие две (Месопотамия и Египет) она располагалась в бассейне великой реки Сарасвати. А впоследствии, когда притоки Сарасвати изменили свое течение, — в басейне реки Инд.

Кстати, Инд назывался на самом деле Синдху, но персы, от которых мы узнали о существовании Индии, не смогли произнести «с» вначале и стали называть ее «Хинду». Греки же, взявшие слово от персов, и вовсе сократили его до Инда.

Открытие культуры долины Инда произошло в 20-х годах. XX века, и по разным причинам известна она хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Аккадское (Месопотамия) государства.

Достижения Индии:

Древнеиндийское общество делилось на сословия или варны (санскр. «разряд людей»): Брахманы( жрецы, учителя для людей. Их долг учиться и учить других, поддерживать связь с богами), Кшатрии (воины, правители, аристократия. Их долг защищать народ, богов, совершать жертвоприношения и учиться), Вайшьи(земледельцы и др. Их долг возделывать землю и разводить скот), Шудры (слуги. Их долг служить трем высшим кастам).

Несмотря на то, что природа и климатические условия Индии достаточно сложны для жизни человека, а сама природа стихийна и порой непредсказуема в своих проявлениях — от сильных ливней до жестокой засухи, тем не менее, человек всегда относился к ней с огромным почтением, уважением и благоговением. Именно для Индии характерная огромная любовь ко всему живому и неукоснительное признание права всякого существа на жизнь. Это отношение рождалось не из страха, а из попытки глубокого проникновения в суть мироздания, ощущения мощного дыхания космоса, неотвратимой смены ритмов, понимания своей нерасторжимой связи с биосферой. Возможно, поэтому индусы никогда не пренебрегали животными как низшими тварями, и огромное число животных было символами богов, олицетворением божественных принципов на земле (священная корова — кормилица, дающая жизнь, слон — мудрость и доброта).

Поскольку природа воспринимается как храм, живое одухотворенное место, в каждом уголке которого обитает Бог, в Индии существует огромное количество священных мест — это может быть дерево, гора, камень и т.д., где происходит встреча человека с божеством, где божественное имеет полноту и силу и позволяет человеку совершить путь от суетной повседневности вглубь, к центру самого себя. Два понятия: Карма (Закон причины и следствия) и Дхарма (Закон существования, Долг в высшем смысле этого слова) — прочно вошли в сознание индийцев. Детально разработанные в упанишадах, они фактически определили закон существования и мировоззрение индусов. Но при этом, считается, что каждый человек имеет свой путь к богу – отсюда разнообразие религиозных форм:

1. Ведизм

- обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра — бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома — бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Веды – священные тексты (материал по мифологии, религии, ритуалу). «Веда» (родственное русскому "ведать") - "священное знание". Включают четыре основных сборника – сомхиты:

2. Индуизм

В индуизме на первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов:

Шива
Шива- бог танца – танцуя, разрушает во Вселенной всё старое и открывает новое

Вишну
Вишну-«вездесущий» либо «предвечный»; Верховный Бог, олицетворение Абсолютной Истины.

Вишну обычно изображают многоруким темнокожим божеством, восседающим на троне в свободной позе. Его атрибуты — палица, чакра, раковина и лук. Вишну одет в желтые шелковые одежды и увенчан диадемой, на шее его благоуханные гирлянды, а на руках — браслеты.


Брахма
Брахма- творец вселенной; изображается с седой бородой о четырёх ликах и четырёх руках.

3. Буддизм

Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо — это факт.
Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении — в буддизме она именуется «нирваной» . Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь — страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути»

Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.
Периоды культуры:

1. Хараппская цивилизация (2500-1700 гг. до н. э.)

Строятся города – такие, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку.

Цитадель
Цитадель

Цитадель – центральная часть города, которая строилась на искусственном возвышении и отделялась зубчатой стеной от остального поселения - была предназначена для общегородских построек - административных и религиозных. Конечно же, там находился дворец правителя и главный храм.

Примерно к концу XVIII в. до н.э. Хараппская культура перестала существовать (утверждают, что она не погибла, возможно, происходила смена городов сельскими поселениями.

2. Ведийский период (II – I тыс.. до н. э.)

В долинах рек Инда и Ганги стали расселятся индоевропейские племена ариев. Основными источниками для изучения этого периода являются древнейшие памятники религиозной литературы Индии - веды.

3. Эпоха Маурьев или «Буддийский» период (IV-II вв. до н. э.) и 4. Кушанская империя (Iв. До н. э. - III в. н. э.).

Большинство архитектурных сооружений магадхско-маурийской эпохи было постpoено из дерева, и поэтому до настоящего времени сохранились лить остатки этих строений. Вместе с тем в практику строительства постепенно входил и камень. Складываются основные формы буддийских культовых сооружений:

Стамбха Ашоки
Стамбха Ашоки

Стамбха — отдельно стоящая колонна, на которой высечены указы правителя. Кстати, и колесо, которое украшает флаг свободной Индии, хранит память о царе Ашоке. Повелитель огромной империи, после великой победы на поле битвы, излечился от насилия и дал клятву никогда не воевать снова. Он был идеальным правителем. Он стремился нести другим странам свет, который он обрел в своей жизни. Он посвятил себя победам справедливости. "Все люди мои дети. Все чего я желаю для своих детей, а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, того я желаю и для всех людей." - это слова императора, который жил две тысячи триста лет назад: «Из всех побед, победа Дхармы наивысшая. Можно завоевать часть земли. Но добротой, любовью и жалостью можно завоевать сердца людей. Из острого меча бьет фонтан крови, а из Дхармы бьет фонтан любви. Победа при помощи оружия приносит мимолетную радость, а победа Дхармы приносит вечную радость». Стамбхи бывают высотой более 10 метров и завершаются капителью со скульптурными изображениями животных.

Ступа
Ступа

Ступа (санскр. - «макушка, вершина», куча земли, камней») – холм, первоначально — холм на могиле царя или вождя), позже - монументальное сооружение для хранения реликвий. Слово "ступа" в переводе с санскрита означает вершина, верхушка. Так в древней Индии назывались могильные курганы. В архитектуре ступы - 5 составляющих частей, и в буддизме они соотносятся с 5 первоэлементами: основание соотносится с элементом Земля; лестница – с Водой; купол – с Огнём; шпиль – с Ветром (Воздух); навершие – с Пространством.

Чайтья
Чайтья

Чайтья (санскр. Catiya = памятник, храм, собственно; имя прилагательное: относящийся к костру = cita) или Четья (на языке пали) —высеченная в скале продолговатая в плане пещера со сводчатым потолком и ступой (как объектом поклонения) в глубине.

Вихара
Вихара

Вихара — место, где живут буддийские жрецы или аскеты (монастырь); обычно скальный храм или пещера. Планировка - зал, окруженный кельями монахов.

5. Империя Гуптов (IV-VI вв. н. э.)

В правление Гуптов переживали расцвет наука, философия, литература. Были записаны древние устные трактаты по различным областям знания. Индия славилась буддийскими университетами в Таксиле, Наланде, Аджанте. Правители династии Гуптов покровительствовали буддизму, но сами были приверженцами индуизма: поклонялись Кришне, Дурге, Шиве, Сурье. В эпоху Гуптов развивалось пещерное изобразительное искусство.

Росписи храмов
росписи храмов в Аджанте
Рельеф храма
Рельеф храма в Аджанте

Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей, но нет и намёка на передачу перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме.

6. Индия в VI-X вв. 7. Исламский период. Империя Великих Моголов (XI-XVIII вв )

Страна распалась на небольшие государства. Храмы строились в основном индуистским богам:

Прибрежный храм Шивы
Прибрежный храм Шивы

Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Самаркандского. Правитель Акбар - политик, тонкий знаток и покровитель искусства, стремился объединить Индию (у него работали многие индийские мастера). При Шах-Джахане, одном из преемников Акбара, архитекторы вновь обратились к формам исламской архитектуры, что привело к возникновению своеобразного государственного стиля Моголов, примером которого может служить

Мавзолей
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. – один из 7 новых чудес света.

Он был выстроен Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. К великому горю правителя, Мумтаз скончалась после рождения четырнадцатого ребенка. Убитый горем, Шах Джахан повелел в память о красоте своей возлюбленной возвести самый прекрасный мавзолей из всех, что когда-либо были на земле. Двадцать два года продолжалось героическое строительство мавзолея, которому было суждено увековечить имя Джахана и его прекрасной Мумтаз. Несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны Тадж Махал - самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли... Высоко в небо устремляются беломраморные купола - один большой и четыре маленьких. Строительство этого грандиозного мавзолея, превосходившего красотой и размерами все остальные, продолжалось более 20 лет. В работе принимало участие более 20 000 человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии. Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчанника, своим цветом оттеняющие белизну его стен. Тадж-Махал расположен в большом парке, к мавзолею ведут дороги и канал. Сооружение вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом. Фантастический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд с лучшими памятниками средневековой Индии.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Источник:
http://mhk.realms.biz/lekcii.php?nav=0&dop_nav=3